ПТУ |
В июле 2005 года
планируется осуществить демонстрационный полет спускаемого аппарата
"Демонстратор-2R" (D-2R) для подтверждения возможности спуска в
атмосфере Земли пневматических тормозных устройств. Заказчики проекта
-Европейское космическое агентство и немецкая фирма EADS ST. Цель эксперимента -
подтверждение возможности использования пневматических тормозных устройств
(ПТУ) с гибкой теплозащитой для спуска грузов из космоса на Землю. Эксперимент выполняется
с помощью специального космического аппарата, далее в тексте называемого
"Демонстратором" . Вес Демонстратора в
транспортном положении - около В сложенном виде аппарат
помещается в защитную капсулу и устанавливается вместо боевого блока на
конверсионную ракету-носитель (РН) "Волна" ВМФ России. В
соответствии с программой полета РН выводит аппарат на баллистическую
траекторию, максимальная высота которой- ПТУ представляет собой
двухкаскадное устройство, изготовленное из специальной ткани. За 150 сек. до входа
демонстратора в атмосферу начинается наполнение первого каскада надувного
тормозного устройства, который обеспечивает снижение скорости аппарата с 7
км/сек (перед входом в атмосферу ) до дозвуковой. Ввод дополнительного
каскада обеспечивает снижение скорости к моменту посадки до 15 -17 м/сек. Условно трассу спуска
Демонстратора в атмосфере можно разделить на два участка: На участке
аэродинамического торможения перед лобовым экраном Демонстратора образуется
ударная волна, проходя через которую набегающий поток воздуха нагревается до
температуры порядка 6000 °К. Жесткое теплозащитное
покрытие закрывает металлический лобовой экран от воздействия
высокотемпературных потоков. Для обеспечения
сохранности оболочки основного ПТУ в таких температурных условиях, создана
гибкая тепловая защита (ГТЗ). ГТЗ нанесена на наружную поверхность конической
оболочки ПТУ и состоит из двух частей: Такая теплозащита
обеспечивает внутри контейнера с аппаратурой температуру не выше 25-30 °С. Наполнение обоих
каскадов ПТУ производится газообразным азотом, который находится в
специальных шаровых баллонах. В проекте участвуют:
Федеральное космическое агентство; Европейское космическое агентство;
Научно-производственное объединение им. С.А.Лавочкина; Государственный
ракетный центр "Конструкторское бюро им. академика В.П.Макеева";
фирма AEDS ST; Международный научно-технический центр; Институт космических
исследований Российской Академии Наук; Военно-Морской флот России. Цели эксперимента
|